Чем жестче «объятия» техногенного мира, тем сильнее современный человек тянется к «натуральности». Сегодня искушенную публику не удивишь никакими изысками на тему ПВХ. Многим жителям мегаполисов захотелось чего-то более естественного, заряжающего витальностью и комфортного одновременно. Оказалось, что нет ничего лучше дизайна, созданного самой природой.
Так родился экостиль: необработанные фактуры дерева и камня, теплая палитра цветов земли, песка и коры, грубоватый текстиль… Для кого-то такой интерьер станет настоящим спасением от искусственных красот офисной обстановки. И, возможно, поводом пересмотреть свои жизненные ценности.
ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ
В 2003 году дизайнер Карим Рашид предсказывал полную победу цифрового мира и призывал всех смириться с тем, что новые технологии навсегда преобразят наши жилища. Возможно, они уподобятся ящикам, напичканным электроникой, и вместе с обитателями получится органичный симбиоз естественного и искусственного разума. По его мнению, увлечение прошлым – бессмыслица. «Я не хочу даже думать о том, что можно что-то взять из прошлого. Это было, но это ушло, и ушло навсегда. Зачем же возвращать – сейчас другая жизнь. Вот у вас в руках цифровой диктофон. И наверняка есть мобильный телефон… И мы с вами ездим на современных автомобилях. Но почему тогда в жизни и дома нас должно окружать ар деко? Это неправильно».
Далеко не все согласны с гением промышленного дизайна, критикуя подобный радикализм и пропаганду «пустоты киберпанковского будущего», пусть и раскрашенной в яркие цвета. Это – не обещанная им радость жизни, а ее мастерская симуляция. Да, сегодня мы живем в формате digital, но почему-то все сильнее тоскуем по временам, когда природа была не красивой картинкой за окном, а частью жилого пространства. Побег из пластмассовых джунглей – навязчивая мечта миллионов. Даже самые яростные апологеты синтетики сдают позиции, не в силах противостоять «харизме» природных фактур. Известный огромными успехами в работе с ПВХ дизайнер Марк Садлер удивил своей коллекцией сантехники Sadler для IDEAL STANDARD. Его умывальники и ванны «одеты» в дерево (венге). Видимо, зрелище голого акрила утомило даже его. А, ведь, какие блистательные речи он произносил в пользу «поливинилхлоридной» эстетики!
Вот так и проявляется тенденция приблизить жилище к окружающей среде. Впервые это стремление реализовали скандинавские дизайнеры в 20/30-е годы прошлого столетия, отчего, кстати, этот стиль стали также называть скандинавским. Основоположником этого направления принято считать финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто, который первым начал создавать гнутую мебель из березы. Уже в пятидесятые она стала культовой, покорив Европу своей естественностью и функциональностью. «Природа, — говорил мэтр, — лучший комитет по стандартизации».
Свой вклад в продвижение этого стиля внесли и шведы с датчанами, окончательно введя в моду интерьеры с «нордическим» характером, где акцент делается на совершенство формы, благородство цвета и исключительный комфорт, а не на показную роскошь. Сегодня самым известным популяризатором скандинавской концепции остается компания IKEA (Швеция).
Немецкий дизайнер Луиджи Колани, которого одни считают гениальным, а другие – сумасшедшим, всю жизнь поклоняется округлым формам, считая их природные аналоги единственно достойными подражания. Более всего его увлекает аэродинамика. Образцами же оптимальных, с точки этой зрения, моделей служат обтекаемые тела морских млекопитающих (дельфинов-касаток, зубатых китов). Именно он ввел в обиход термин «биодизайн». Неординарные идеи дизайнера отпугивают многих, но не компанию VILLEROY&BOCH. В свое время мэтр разработал для нее концепцию ванной, где и мебель, и плитка, и сантехника созданы в одном ключе. Чем VILLEROY&BOCH гордится до сих пор.
В 70-е годы прошлого века в период энергетического кризиса возникла теория «Экодома», призванная преодолеть отчуждение современного человека от природы. В идеале еcohome представляет собой индивидуальный дом, являющийся ресурсосберегающим, малоотходным и неагрессивным по отношению к окружающей среде. Инженерные системы должны опираться на природную инфраструктуру (солнце, ветер). Обязательна защита от ненужных информационных потоков, навязываемых современным технократическим обществом (забота о нашем психическом здоровье!). На Западе эта концепция – уже давно реальность. Мы же, к сожалению, только с интересом об этом читаем – не потому, что у нас нет фирм, готовых построить такой дом, а потому, что не доросли еще до понимания важности такого подхода. Впрочем, фрагментарно экостиль расцветает и в наших интерьерах.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОКТЕЙЛЬ
В наши дни под термином «экологический дизайн» понимают проектирование, направленное не на имитацию гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его неиндустриальным миром. При этом способы и методы воплощения этой идеи могут быть самыми авангардными, хотя и черпающими вдохновение из традиционных истоков. Экостиль, как таковой, чистым не назовешь: в нем «замиксовано» много элементов из других направление – этно, кантри, минимализма, стиля «дзен» и даже хай-тека (стекло и металл, наряду с деревом и камнем, также экологически безупречны).
Нужно сказать, что в отличие от прочих стилей экологический применим в первую очередь к частным домам, ибо в квартире реализовать его в полной мере сложно. Дело в том, что он предполагает активное применение дерева (иногда разбавленного кирпичной или каменной кладкой) и, прежде всего, в конструкции самих строений. Поскольку древесина хорошо «дышит», а, значит, сохраняет тепло зимой и прохладу в жару, такие дома меньше нуждаются в мощных системах кондиционирования, увлажнения и отопления.
Экодизайн – это большие окна или застекленные зимние сады. Кстати, пластиковые профили в таком контексте будут неуместными. Лучше отдать предпочтение деревянным или деревянно-алюминиевым рамам – с тройным остеклением.
Если вы хотите и окружение подобающее, вот вам образ ландшафта в скандинавском стиле – зеленые лужайки с высокой травой, живая изгородь и низкорослые березки. Дорожки обычно выкладывают из мелких валунов, а по участку разбрасывают фонтанчики.
В организации внутреннего пространства просматриваются рациональность и лаконичность. Прямоугольные, достаточно просторные помещения обставляются небольшим количеством мебели. Здесь также доминирует дерево, пусть и в компании с кожей, ковкой и плетенкой. Зачастую из него выполнено абсолютно все, причем предпочтение отдается светлым породам – березе, буку, сосне. Правда, в последнее время дизайнеры обратили внимание на древесину яблони и бузины, посчитав их гораздо более экзотичными, чем ставшие уже привычными породы из Индонезии или Африки.
Поверхности выбелены и покрыты тонким слоем полупрозрачной краски. Общая пастельная гамма иногда разбавляется вкрапления неяркого зеленого, бирюзового, светлой терракоты и янтарного.
Не обходится такой интерьер и без натуральных тканей – льна и хлопка. Текстиль может быть однотонным или приглушенных тонов, в клетку либо с цветочным орнаментом. Подобная комбинация прекрасно контрастирует со светлыми плоскостями. Еще более оживляют стилевую сдержанность яркие диванные подушки. Один из вариантов оформления окна – штора из белоснежного «органди», вышитая льняными нитками или украшенная льняным кантом. К ним можно подобрать массивные кисти изо льна. Крой таких штор прост: прямые, иногда свободно драпируемые полотнища. Карниз – деревянный или литье. Также оконная драпировка может быть вязанная или плетеная, с использованием деревянных украшений, каменных, керамических и костяных бусин или медных колечек.
Кстати, об орнаментах. В экодизайне очень поощряется всякого рода флористика – стилизованные или «а ля натюрель» деревья, растения и листья, которыми покрываются стены, обои, а иногда и мебель.
Завершающим штрихом к портрету экоинтерьера станут аксессуары – вазы из стекла и глины, плетеные корзины, сундуки, ветки деревьев, живые цветы, домашнее кружево, деревянные или соломенные фруктовницы и солонки, циновки (из сезаля, тростника, джута и конопли), декоративные фонтанчики, аквариумы и прочее. Много внимания уделяется светильникам, самые «форматные» из которых – настольные лампы с тканевыми абажурами и торшеры в стиле кантри. Все это работает на главную идею – создать пространство, не противоречащее природной среде и помогающее восстановить душевное равновесие, нарушенное суетой большого города.
ЗОВ ПРИРОДЫ
О мебели хочется сказать отдельно. В классическом, «скандинавском» понимании она аскетична и не поражает экстраординарностью форм. Но нынешнее прочтение экостиля трактует подражание природе намного шире. И фантазийнее.
Производители придумывают всякие заманчивые для потребителя фишки. Например, итальянская компании LACAVA предлагает раковину Stone из полированного камня, клятвенно обещая, что ее желтый оттенок будет идеально гармонировать с рассветными или закатными лучами солнца. Естественно, чтобы убедиться в правдивости этих клятв, придется обеспечить достаточное естественное освещение, но и при свете лампочки она выглядит неплохо.
При создании кресла-шезлонга Tonecoon американская компания PIE вдохновилась видом старинной корзиной, в которой обычно переносили младенцев. Впрочем, эта модель может вместить в себя вполне взрослого человека. И будет ему там уютно и комфортно. Для пущего же релакса у кресла имеется «ответвление», служащее маленьким столиком. Лежать в такой корзинке можно часами, глядя в небо (или потолок) и попивая какой-нибудь «дринк». Сплетен Tonecoon вручную из стеблей водного гиацинта и ротанговой пальмы. Внутреннюю подушку можно заказать на выбор: из 100% хлопка или из полиуретана.
Менее утилитарная, но не менее забавная вещь – шары Straw balls из кенийской плетеной соломки от французской фирмы AS’ART. Их можно катать по комнате или созерцать в состоянии покоя – в любом случае они вызывают только положительные эмоции.
ROLF BENZ и POLTRONA FRAU также отдали должное многообразию природных форм, выпустив стулья-«кузнечики» и кресла-«тюльпаны». И на всем этом можно сидеть. Форма формой, но функция – прежде всего!
Биодизайн не потерял своей актуальности и в наши дни. Французский дизайнер Джером Оливе создал для ROCHE BOBOIS коллекцию предметов из кожи, для которых характерны округлые формы. Рамка для фотографий, декоративная ваза и корзина для бумаг – обтекаемость линий просто гипнотизирует и вводит в транс.
Кстати, о вазах. Упомянутый выше Алвар Аалто начал свою карьеру с эпатажа. На конкурс для дизайнеров по стеклу, организованном в 1936 году в Хельсинки, он предложил эскиз, который назывался «Кожаные эскимосские штаны для женщин». На нем была изображена… ваза. Жюри оценило юмор дизайнера, присудив ему первую премию. Видимо, аллюзия на плавные бедра эскимосок показалась им крайне притягательной.
Мебель под кодовым название «БИО» выпускают и украинские, и российские, и белорусские фирмы, делая ставку на продвинутую часть население, знающую толк в последних мировых тенденциях. Она, естественно, недешева, но экологичность в наше время не может стоить мало – натуральные материалы, по-прежнему, входят в высокую ценовую категорию. Что ж, на здоровье, как говорится, экономить не стоит.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Однако нарочитая простота форм и оформительских средств не исключает использования электроники. Сегодня многие хотят слияния с природой на сенсорном уровне, поэтому разработаны специальные приборы, обеспечивающие набор всех возможных «чувственных» эффектов. Например, можно устроить пол, подвижные изображения на котором имитируют песок, летний цветущий луг или морскую волну. Тактильное восприятие усиливается с помощью зрительных образов и соответствующих ароматов.
Для кого-то экодом немыслим без полноценной зоны для релаксации, которая может заменить спа-салон и фитнес-клуб. Потому все более популярной становится концепция
дома-wellness. Тренажерные залы, бассейны, бани, сауны, паровые кабины – не просто атрибуты здорового образа жизни, но и стилеобразующие элементы. Они задают тон прочим помещениям и диктуют общую архитектурную композицию.
Мы недаром упомянули вероятность кардинальной смены образа жизни. Экостиль в более широком смысле – совершенное иное отношение к себе и среде обитания, подразумевающее, к примеру, более серьезный подход к использованию бытовой химии, применение фильтров для очистки воды, отказ от токсичных материалов. Экстремисты от экологического образа жизни еще решительнее нарушают стереотипы, поднимая строения на сваи (чтобы не повредить почву) или, наоборот, роя настоящие землянки (чтобы стать частью геосферы). Иногда дом закручивается вокруг мощного ствола дерева, прорастающего сквозь пол и крышу. А вместо стандартной мебели используются лежаки и стулья, изготовленные из бревен и пеньков. Мы не призываем вас совершать подобные подвиги во имя экологии, но взять на вооружение некоторые энергосберегательные и природоохранительные «трюки» все же было бы разумно. Во имя себя, в первую очередь.
Далеко не все согласны с гением промышленного дизайна, критикуя подобный радикализм и пропаганду «пустоты киберпанковского будущего», пусть и раскрашенной в яркие цвета. Это – не обещанная им радость жизни, а ее мастерская симуляция. Да, сегодня мы живем в формате digital, но почему-то все сильнее тоскуем по временам, когда природа была не красивой картинкой за окном, а частью жилого пространства. Побег из пластмассовых джунглей – навязчивая мечта миллионов. Даже самые яростные апологеты синтетики сдают позиции, не в силах противостоять «харизме» природных фактур. Известный огромными успехами в работе с ПВХ дизайнер Марк Садлер удивил своей коллекцией сантехники Sadler для IDEAL STANDARD. Его умывальники и ванны «одеты» в дерево (венге). Видимо, зрелище голого акрила утомило даже его. А, ведь, какие блистательные речи он произносил в пользу «поливинилхлоридной» эстетики!
Вот так и проявляется тенденция приблизить жилище к окружающей среде. Впервые это стремление реализовали скандинавские дизайнеры в 20/30-е годы прошлого столетия, отчего, кстати, этот стиль стали также называть скандинавским. Основоположником этого направления принято считать финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто, который первым начал создавать гнутую мебель из березы. Уже в пятидесятые она стала культовой, покорив Европу своей естественностью и функциональностью. «Природа, — говорил мэтр, — лучший комитет по стандартизации».
Свой вклад в продвижение этого стиля внесли и шведы с датчанами, окончательно введя в моду интерьеры с «нордическим» характером, где акцент делается на совершенство формы, благородство цвета и исключительный комфорт, а не на показную роскошь. Сегодня самым известным популяризатором скандинавской концепции остается компания IKEA (Швеция).
Немецкий дизайнер Луиджи Колани, которого одни считают гениальным, а другие – сумасшедшим, всю жизнь поклоняется округлым формам, считая их природные аналоги единственно достойными подражания. Более всего его увлекает аэродинамика. Образцами же оптимальных, с точки этой зрения, моделей служат обтекаемые тела морских млекопитающих (дельфинов-касаток, зубатых китов). Именно он ввел в обиход термин «биодизайн». Неординарные идеи дизайнера отпугивают многих, но не компанию VILLEROY&BOCH. В свое время мэтр разработал для нее концепцию ванной, где и мебель, и плитка, и сантехника созданы в одном ключе. Чем VILLEROY&BOCH гордится до сих пор.
В 70-е годы прошлого века в период энергетического кризиса возникла теория «Экодома», призванная преодолеть отчуждение современного человека от природы. В идеале еcohome представляет собой индивидуальный дом, являющийся ресурсосберегающим, малоотходным и неагрессивным по отношению к окружающей среде. Инженерные системы должны опираться на природную инфраструктуру (солнце, ветер). Обязательна защита от ненужных информационных потоков, навязываемых современным технократическим обществом (забота о нашем психическом здоровье!). На Западе эта концепция – уже давно реальность. Мы же, к сожалению, только с интересом об этом читаем – не потому, что у нас нет фирм, готовых построить такой дом, а потому, что не доросли еще до понимания важности такого подхода. Впрочем, фрагментарно экостиль расцветает и в наших интерьерах.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОКТЕЙЛЬ
В наши дни под термином «экологический дизайн» понимают проектирование, направленное не на имитацию гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его неиндустриальным миром. При этом способы и методы воплощения этой идеи могут быть самыми авангардными, хотя и черпающими вдохновение из традиционных истоков. Экостиль, как таковой, чистым не назовешь: в нем «замиксовано» много элементов из других направление – этно, кантри, минимализма, стиля «дзен» и даже хай-тека (стекло и металл, наряду с деревом и камнем, также экологически безупречны).
Нужно сказать, что в отличие от прочих стилей экологический применим в первую очередь к частным домам, ибо в квартире реализовать его в полной мере сложно. Дело в том, что он предполагает активное применение дерева (иногда разбавленного кирпичной или каменной кладкой) и, прежде всего, в конструкции самих строений. Поскольку древесина хорошо «дышит», а, значит, сохраняет тепло зимой и прохладу в жару, такие дома меньше нуждаются в мощных системах кондиционирования, увлажнения и отопления.
Экодизайн – это большие окна или застекленные зимние сады. Кстати, пластиковые профили в таком контексте будут неуместными. Лучше отдать предпочтение деревянным или деревянно-алюминиевым рамам – с тройным остеклением.
Если вы хотите и окружение подобающее, вот вам образ ландшафта в скандинавском стиле – зеленые лужайки с высокой травой, живая изгородь и низкорослые березки. Дорожки обычно выкладывают из мелких валунов, а по участку разбрасывают фонтанчики.
В организации внутреннего пространства просматриваются рациональность и лаконичность. Прямоугольные, достаточно просторные помещения обставляются небольшим количеством мебели. Здесь также доминирует дерево, пусть и в компании с кожей, ковкой и плетенкой. Зачастую из него выполнено абсолютно все, причем предпочтение отдается светлым породам – березе, буку, сосне. Правда, в последнее время дизайнеры обратили внимание на древесину яблони и бузины, посчитав их гораздо более экзотичными, чем ставшие уже привычными породы из Индонезии или Африки.
Поверхности выбелены и покрыты тонким слоем полупрозрачной краски. Общая пастельная гамма иногда разбавляется вкрапления неяркого зеленого, бирюзового, светлой терракоты и янтарного.
Не обходится такой интерьер и без натуральных тканей – льна и хлопка. Текстиль может быть однотонным или приглушенных тонов, в клетку либо с цветочным орнаментом. Подобная комбинация прекрасно контрастирует со светлыми плоскостями. Еще более оживляют стилевую сдержанность яркие диванные подушки. Один из вариантов оформления окна – штора из белоснежного «органди», вышитая льняными нитками или украшенная льняным кантом. К ним можно подобрать массивные кисти изо льна. Крой таких штор прост: прямые, иногда свободно драпируемые полотнища. Карниз – деревянный или литье. Также оконная драпировка может быть вязанная или плетеная, с использованием деревянных украшений, каменных, керамических и костяных бусин или медных колечек.
Кстати, об орнаментах. В экодизайне очень поощряется всякого рода флористика – стилизованные или «а ля натюрель» деревья, растения и листья, которыми покрываются стены, обои, а иногда и мебель.
Завершающим штрихом к портрету экоинтерьера станут аксессуары – вазы из стекла и глины, плетеные корзины, сундуки, ветки деревьев, живые цветы, домашнее кружево, деревянные или соломенные фруктовницы и солонки, циновки (из сезаля, тростника, джута и конопли), декоративные фонтанчики, аквариумы и прочее. Много внимания уделяется светильникам, самые «форматные» из которых – настольные лампы с тканевыми абажурами и торшеры в стиле кантри. Все это работает на главную идею – создать пространство, не противоречащее природной среде и помогающее восстановить душевное равновесие, нарушенное суетой большого города.
ЗОВ ПРИРОДЫ
О мебели хочется сказать отдельно. В классическом, «скандинавском» понимании она аскетична и не поражает экстраординарностью форм. Но нынешнее прочтение экостиля трактует подражание природе намного шире. И фантазийнее.
Производители придумывают всякие заманчивые для потребителя фишки. Например, итальянская компании LACAVA предлагает раковину Stone из полированного камня, клятвенно обещая, что ее желтый оттенок будет идеально гармонировать с рассветными или закатными лучами солнца. Естественно, чтобы убедиться в правдивости этих клятв, придется обеспечить достаточное естественное освещение, но и при свете лампочки она выглядит неплохо.
При создании кресла-шезлонга Tonecoon американская компания PIE вдохновилась видом старинной корзиной, в которой обычно переносили младенцев. Впрочем, эта модель может вместить в себя вполне взрослого человека. И будет ему там уютно и комфортно. Для пущего же релакса у кресла имеется «ответвление», служащее маленьким столиком. Лежать в такой корзинке можно часами, глядя в небо (или потолок) и попивая какой-нибудь «дринк». Сплетен Tonecoon вручную из стеблей водного гиацинта и ротанговой пальмы. Внутреннюю подушку можно заказать на выбор: из 100% хлопка или из полиуретана.
Менее утилитарная, но не менее забавная вещь – шары Straw balls из кенийской плетеной соломки от французской фирмы AS’ART. Их можно катать по комнате или созерцать в состоянии покоя – в любом случае они вызывают только положительные эмоции.
ROLF BENZ и POLTRONA FRAU также отдали должное многообразию природных форм, выпустив стулья-«кузнечики» и кресла-«тюльпаны». И на всем этом можно сидеть. Форма формой, но функция – прежде всего!
Биодизайн не потерял своей актуальности и в наши дни. Французский дизайнер Джером Оливе создал для ROCHE BOBOIS коллекцию предметов из кожи, для которых характерны округлые формы. Рамка для фотографий, декоративная ваза и корзина для бумаг – обтекаемость линий просто гипнотизирует и вводит в транс.
Кстати, о вазах. Упомянутый выше Алвар Аалто начал свою карьеру с эпатажа. На конкурс для дизайнеров по стеклу, организованном в 1936 году в Хельсинки, он предложил эскиз, который назывался «Кожаные эскимосские штаны для женщин». На нем была изображена… ваза. Жюри оценило юмор дизайнера, присудив ему первую премию. Видимо, аллюзия на плавные бедра эскимосок показалась им крайне притягательной.
Мебель под кодовым название «БИО» выпускают и украинские, и российские, и белорусские фирмы, делая ставку на продвинутую часть население, знающую толк в последних мировых тенденциях. Она, естественно, недешева, но экологичность в наше время не может стоить мало – натуральные материалы, по-прежнему, входят в высокую ценовую категорию. Что ж, на здоровье, как говорится, экономить не стоит.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Однако нарочитая простота форм и оформительских средств не исключает использования электроники. Сегодня многие хотят слияния с природой на сенсорном уровне, поэтому разработаны специальные приборы, обеспечивающие набор всех возможных «чувственных» эффектов. Например, можно устроить пол, подвижные изображения на котором имитируют песок, летний цветущий луг или морскую волну. Тактильное восприятие усиливается с помощью зрительных образов и соответствующих ароматов.
Для кого-то экодом немыслим без полноценной зоны для релаксации, которая может заменить спа-салон и фитнес-клуб. Потому все более популярной становится концепция
дома-wellness. Тренажерные залы, бассейны, бани, сауны, паровые кабины – не просто атрибуты здорового образа жизни, но и стилеобразующие элементы. Они задают тон прочим помещениям и диктуют общую архитектурную композицию.
Мы недаром упомянули вероятность кардинальной смены образа жизни. Экостиль в более широком смысле – совершенное иное отношение к себе и среде обитания, подразумевающее, к примеру, более серьезный подход к использованию бытовой химии, применение фильтров для очистки воды, отказ от токсичных материалов. Экстремисты от экологического образа жизни еще решительнее нарушают стереотипы, поднимая строения на сваи (чтобы не повредить почву) или, наоборот, роя настоящие землянки (чтобы стать частью геосферы). Иногда дом закручивается вокруг мощного ствола дерева, прорастающего сквозь пол и крышу. А вместо стандартной мебели используются лежаки и стулья, изготовленные из бревен и пеньков. Мы не призываем вас совершать подобные подвиги во имя экологии, но взять на вооружение некоторые энергосберегательные и природоохранительные «трюки» все же было бы разумно. Во имя себя, в первую очередь.
Юлия Манукян